ПГУТИ
ОФИСНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Ссылки

9.2. Конструирование пользовательского интерфейса

Создание VBA-программы

Microsoft Excel содержит встроенные средства по созданию и управлению базами данных. Это:
создание таблицы базы данных (осуществляется при заполнении заголовков полей таблицы);
заполнение таблицы базы данных (меню <Данные> <Форма>);
сортировка записей таблицы (меню <Данные> <Сортировка>);
фильтрация записей таблицы по определенному признаку или группе признаков (меню <Данные> <Фильтр>) и др.

С помощью этих средств осуществляется управление базой в Excel. Данный факт весьма облегчает задачу автоматизации использования баз в Excel. Сводится это к возможности применения макрорекордера для программной реализации базы в Excel с помощью VBA.

Пример 59. Создать приложение с пользовательским интерфейсом по заполнению и обработке базы данных туристической фирмы «Балашов-Тур». База данных состоит из двух рабочих листов: «База Данных» и «Фильтр».
После загрузки программа сама будет создавать свой интерфейс, отображать название окна приложения и, если на рабочем листе нет заголовков полей, создавать их. Интерфейс программы будет состоять из нескольких диалоговых окон.

Технология выполнения
Первое диалоговое окно уже существует (пример 57), оно реализует заполнение базы данных. С помощью второго диалогового окна будет реализовываться сортировка записей таблицы.

Примечание.Пересохраните работу Пример57 как Пример59.
Второе диалоговое окно (UserForm2, рис. 113) позволяет осуществлять сортировку записей таблицы (рис. 114) по одному из двух критериев:
продолжительности тура;
фамилии.


Рис. 113. Форма 2 для примера 59

Также предоставляется выбор сортировки по возрастанию или по убыванию. Интересной особенностью этого диалогового окна является название второй кнопки. При появлении на экран кнопка носит название «Отмена», а после осуществления сортировки получает название «Закрыть».

Для облегчения написания кода сортировки следует воспользоваться макрорекордером. После включения записи выполните следующие шаги:
1) выделите записи базы данных;
2) выберите в меню <Данные> <Сортировка>;
3) при появлении диалогового окна выберите поле, по которому осуществляется сортировка, а также ее направление;
4) нажмите Enter;
5) выключите макрорекордер.

При просмотре полученного макроса можно обнаружить несколько операторов, которые станут шаблоном для кода. Это выделение области сортировки (записей базы) и собственно сама процедура сортировки. Примерно так:
Range(«A2:H5»).Select
Selection.Sort Key1:=Range(«A2»), Order1:=xlAscending, Key2:=Range(«B2»), Order2:=xlAscending, Key3:=Range(«E2»), Order3:=xlDescending, Header:=xlGuess, OrderCustom:=1, MatchCase:=False, Orientation:=xlTopToBottom

Что придется корректировать:
1) область сортировки. Необходимость корректирования вполне ясна: количество записей может быть меньше либо больше, чем в данный момент. Для определения числа записей воспользуемся известным приемом (см. пример 57);
2) поле, по которому осуществляется сортировка. Необходимо предусмотреть выбор поля перед самой сортировкой (в элементе управления «Поле со списком» (ComboBox1));
3) направление сортировки. Также нужно предусмотреть выбор одного варианта из двух (переключатель OptionButton1 или OptionButton2).

Создайте форму UserForm2. Затем в окне ее кода создайте процедуру для кнопки ОК.
Private Sub CommandButton1_Click()
КоличествоСтрок =
Application.CountA(ActiveSheet.Columns(1))
'Количествозаписейвбазе
Range(Cells(2, 1), Cells(КоличествоСтрок, 8)).Select
'выделение области сортировки
If ComboBox1.Value = «фамилии» Then
KeySort = «A2»
'ключ сортировки – поле с фамилией
Else
KeySort = «H2»
'ключ сортировки – поле со сроком поездки
End If
'Сортировка
If OptionButton1.Value Then
'повозрастанию
Selection.Sort Key1:=Range(KeySort), Order1:=xlAscending, Header:=xlGuess, OrderCustom:=1, MatchCase:=False, Orientation:=xlTopToBottom
Else
'поубыванию
Selection.Sort Key1:=Range(KeySort),
Order1:=xlDescending,Header:=xlGuess, OrderCustom:=1, MatchCase:=False, Orientation:=xlTopToBottom
End If
Range(«A2»).Select
'установка активной ячейки с первой фамилией
CommandButton2.Caption = «Закрыть»
'изменение названия второй кнопки
End Sub

Вторая кнопка закрывает форму и возвращает свое исходное имя.
Private Sub CommandButton2_Click()
CommandButton2.Caption = «Отмена»
UserForm2.Hide
End Sub

Для инициализации формы UserForm2 откройте Модуль1 и вставьте процедуру инициализации формы.
Public Sub UserForm2_Initialize()
' обратите внимание, что процедура глобальная!
UserForm2.ComboBox1.List = Array(«фамилии», «продолжительности тура»)
UserForm2.ComboBox1.ListIndex = 0
UserForm2.Show
End Sub


Рис. 114. Вывод данных на лист excel

Конструирование интерфейса. Презентация

Для создания пользовательского интерфейса следует выполнить следующее:
1) установить новое название приложения «Туристы фирмы Балашов-Тур»;
2) закрыть строку формул;
3) убрать панели инструментов Стандартная и Форматирование;
4) дать новое имя листу с базой;
5) добавить новую панель инструментов с кнопкой «Сортировка».
Новое имя листу задайте вручную. Остальное будет сделано в процедуре, обрабатывающей событие открытия рабочей книги.
Private Sub Workbook_Open()
Application.Caption = «ТуристыфирмыБалашов-тур»
Application.DisplayFormulaBar = False
'Закрытиестрокиформулокна Excel
Application.CommandBars(«Standard»).Visible = False
Application.CommandBars(«Formatting»).Visible = False
Sheets(«Базаданных»).Select
With Application.CommandBars.Add(Name:="Рабочаяпанельинструментов",Position:=msoBarTop, MenuBar:=False, Temporary:=True)
Visible = True
With.Controls
'кнопкаСортировка
With.Add(Type:=msoControlButton, ID:=1)
Caption = «Сортировка»
TooltipText = «Сортировка»
Style = msoButtonCaption
OnAction = «Module1.UserForm2_Initialize»
'кнопказапускает UserForm2_Initialize
End With
End With
End With
UserForm1.Show
End Sub

Для возвращения внешнего вида приложения после закрытия базы следует обработать событие «Непосредственно перед закрытием».
Private Sub Workbook_BeforeClose(Cancel As Boolean)
Application.Caption = Empty
'Установка заголовка окна приложения по умолчанию
Application.CommandBars(«Standard»).Visible = True
Application.CommandBars(«Formatting»).Visible = True
End Sub

Теперь сохраните все изменения и закройте Excel. Далее при открытии файла с базой вы увидите новый интерфейс приложения и подгруженную форму с регистрацией клиента.

Задача на закрепление материала

Пример 60. Создать базу данных «Общежитие».
Для этого разработать приложение с диалоговым окном «Общежитие», в котором:
счетчик управляет вводом продолжительности проживания;
в раскрывающемся списке выводятся три типа номеров: одноместный, двухместный, люкс, стоимость проживания в которых равна соответственно 550, 400 и 750 руб. в сутки;
если постоялец заказывает завтраки в номер, то суточная оплата возрастает на 75 руб.;
при нажатии на кнопку ОК в поле Стоимость проживания выводится суммарная стоимость проживания клиента, и все данные из диалогового окна должны выводиться в базу данных, создаваемую на рабочем листе; кроме того, происходит автоматическое сохранение рабочей книги на диск.
При разработке формы придерживаться рис. 115, 116.


Рис. 115. Форма примера 60 в рабочем состоянии


Рис. 116. Вывод информации в базу данных excel

© 2010 ПГУТИ
Главная | Теория | Практика | Вопросы к зачету | Словарь терминов
Hosted by uCoz